комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

О хороших атеистах и плохих христианах

31 Мая 2013 г.

О хороших атеистах и плохих христианах

Папа римский Франциск, согласно информагентству «Рейтер», недавно заявил: «На атеистов необходимо смотреть, как на хороших людей, если они делают хорошие дела». «Спасибо папе римскому, — подумают ироничные читатели, — что наконец-то мы поняли, как нам смотреть на атеистов!». Конечно, высказывание Папы нужно понимать, скорее, как высказывание, предназначенное своим детям, т. е. чадам КЦ. Но если серьезно, неужели это какая-то великая истина, к которой ни они, ни мы без Папы никогда бы не пришли?

Для католической церкви, которая имеет свою землю и границу, а ее глава является не только главой церкви, но и маленького государства Ватикан, подобное высказывание имеет весьма важное значение. Церковь тут выступает прежде всего как институт, а ее представители похожи скорее на квази-государственных чиновников. В таких случаях на популярном уровне к подобным «истинам» приходят не благодаря усердному и даже независимому чтению еврейских и христианских Писаний, но скорее через медийных представителей КЦ. И папа в таком случае является ее главным ньюсмейкером. Через него мы намедни узнали, что на пути христианина могут попасться и добрые атеисты.

Но не удивительно. Европейские атеисты, скажем, разделяют всю ту же линейку ценностей, что и европейские христиане. Эти ценности исторически стали частью морального и законодательного климата Европы. Не стоит сомневаться, что среди атеистов имеются люди, которые не убивают, не крадут, а, напротив, в некоторых вопросах бывают даже более безукоризненными, чем христиане. Мы не должны становиться жертвами лубочного представления о «духовности» и «духовностях», когда рассуждаем о взаимоотношении между этикой и учением о спасении (сотериология).

Еще во времена Нового Завета некоторые библейские авторы прекрасно знали, что не только атеисты, но и христиане могут быть далеко-далеко не добрыми. Библейские авторы, казалось бы, не оставили нам никакой надежды, что хотя бы одно исключение может быть найдено среди героев Ветхого Завета. Все они представлены далеко не идеальными! Сколько, например, возни и бессонных ночей, должно быть, было у апостола Павла с коринфянами? Среди коринфян были те, кто жил с женой своего отца, напивался во время вечерних собраний, ссорился и отделялся от других братьев, ходил украдкой к храмовым проституткам и пр. Эта церковь была не то что бы «неидеальной», такие проблемы в церкви современной заставили бы говорить, во-первых, о больших проблемах ее лидеров, и, во-вторых, что звучит более радикально, является ли эта церковь вообще христианской? Павел провел в Коринфе полтора года (Деян. 18:11 «И он оставал­ся там год и шесть месяцев, по­учая их слову Божию»), а спустя некоторое время писал им свое послание. Вряд ли это были неофиты. Тем не менее, в каком смысле они были хорошими или плохими? Что значит вообще быть хорошим?

Дело в том, что все мы, включая атеистов и христиан, являемся плохими. Христиане верят, что их мировоззрение является более целостным, нежели мировоззрение атеистов-материалистов. Дело тут не в доброте. С позиции эпистемологической, христианство является более устойчивым, жизнеспособным и всеохватывающим. А это не относится к аспектам этической доброты или зла конкретного атеиста или христианина.

Ничего тут не поделать. Авторы Писания заключили всех людей, включая себя, под грехом. И это не имеет отношения к нашим религиозным взглядам. До самой смерти каждый человек борется в себе со злом. Где-то он ему попускает, а где-то противостоит. Наша борьба с грехами прекрасно описана Павлом в Послании Римлянам: в нас живет ветхий человек, который противостоит человеку новому. Хорошая иллюстрация не только для воскресной школы, но и для взрослых: в каждом из нас живет злой тролль! Не читаешь Библию? Не общаешься с другими братьями и сестрами? Не молишься? Так вот, дорогой мой, твой тролль становится в семь раз сильнее! Только христиане «об этом знают», а атеисты – нет и не хотят знать.

С другой стороны, библейский автор утверждает, что человек создан по образу и подобию Божьему. Подобное высказывание позволяет нам заключить, что в нас самих уже заложена тяга к совершенству, порядку, красоте и добру. И подобная тяга не имеет конфессионального окраса и границ.

С древности тем не менее люди спрашивали себя: если именно в христианстве я обнаруживаю рафинированные определения добра и зла, четкие ориентиры для жизни и творчества, узнаю о своей истории происхождения и предназначении, то как быть с атеистами и их представлениями о жизни? Ведь они ничего это не знают? Такие суждения, помноженные на дуалистическое мировоззрение человека, где за всеми событиями стоят определенные силы, заставляют человека сомневаться, что атеисты вообще способны на какое-то добро. Сомнению поддался и неоплатоник Августин.

Епископ Гиппонский однажды писал, что добрые дела атеистов не совсем «духовны», поскольку они делаются не из чистых и добрых побуждений, а из гордости и тщеславия. Думается, что это спорно. Августин же не сердцевидец. Фактически, история человечества знает бесчисленные добрые дела атеистов либо людей, которые не имели вообще никаких четких религиозных знаний и представлений. Дело не в способностях человека к добрым или злым делам. Этим занимается воспитание, в котором человек сродни железу, а информация – программному обеспечению. Христианство ставит вопрос несколько иначе. Главный вопрос – это вопрос спасения. По крайней мере для евангельских верующих. Атеисты, согласно представлениям последних, да и вообще люди неверующие, идут в погибель (т. е. после смерти, учат библейские авторы, существует вторая смерть) не потому, что они добрые или злы. Вот как? А почему? Они идут в вечную погибель, потому что являются грешниками, которые не стали и не захотели стать частью искупленного Божьего плана. И христиане являются грешниками. Только «грешниками спасенными».

Почему я думаю, что благие, самоотверженные атеисты не спасутся? Почему честные, добрые, порядочные, готовые отдать на сожжение свое тело люди (см. 1 Кор. 13) будут проводить вечность вдали от Бога? Посмотрим на это с другой стороны.

Бог, как это представляют пророки, бесконечно любит свой народ. И людей вообще. Можно сказать, Он влюблен в нас. Израиль в писаниях пророков представлен как дщерь, невеста, возлюбленная, за которой ухаживал Сам Яхве. Бог не может спокойно относиться к предательству своей избранницы. Очень ярко ситуацию (у Иез. 16) описывает Филипп Янси, уподобляя Бога пациенту, который, плюхнувшись в кресло, решает излить своему психоаналитику все, что накопилось у него в душе:

Я скажу, что чувствую! Я чувствую Себя, как человек, подобравший маленькую девочку-найденыша: она лежала в грязи при дороге и умирала. Я взял девочку в Свой дом, она стала Моей дочерью. Я омыл ее, платил за учебу, кормил ее. Я любил ее, наряжал ее, увешивал драгоценностями. А потом она убежала из дома. Отовсюду до Меня доносились известия о ее дурном поведении. Она стала наркоманкой, блуждает, неизвестно где, покрыла свое тело татуировками, изуродовала себе кожу пирсингом. Мое имя она произносит не иначе, как с проклятием. Мне кажется, что она вонзила нож Мне в живот и поворачивает его в ране! Я скажу вам, что чувствую! Я чувствую себя, как человек, который полюбил самую прекрасную, самую нежную женщину на земле. Когда Я встретил ее, она была исхудавшей, измученной, подвергалась издевательствам. Но Я привел ее к Себе домой, исцелил ее, и ее краса заблистала лучше прежнего. Она была зеницей ока Моего, Я осыпал ее дарами, ежечасно говорил ей о любви. Но она покинула Меня, она распутствует с Моими друзьями и недругами – ей все равно, с кем. Она стоит на улице и зазывает прохожих переспать с ней. Она еще хуже дешевой проститутки, ведь она даже не требует за это денег. Как Я себя чувствую?! Я предан, покинут, обманут.

Конечно, этот драматичный пример скорее связан с предательством. Разве предавали атеисты Бога? Разве они уже успели заключить с Ним завет? Конечно, нет. Однако подобная длинная цитата показывает вот еще что: каждый человек награжден Божьими качествами и чертами. В каком-то смысле это нужно понять так, что Бог наградил каждого человека частичкой самого себя. Более того, Бог отдал жизнь своего Сына, чтобы спасти всех людей. Его любовь бесконечна, но одновременно достаточно мудра и свята, чтобы не расплескаться на тех, кто попирает эту любовь, а также на тех, кто, видя всю красоту творения, не утруждает себя ответить на поставленный в совести вопрос: откуда все это? Поэтому Иоанн пишет: «Отвергающий Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем».

Виктор Шленкин,
"Баптисты Петербурга" www.baptist.spb.ru




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии