комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

На трезвую голову

28 Июля 2011 г.

На трезвую голову

Президент России Дмитрий Медведев подписал закон об ужесточении регулирования алкогольной отрасли. В июле этот закон был одобрен Госдумой и Советом Федерации. Самым «трезвым» положением закона эксперты считают приравнивание пива к алкогольной продукции. Вместе с тем, законодатели надеются, что подобный закон поможет россиянам бороться с алкоголизацией России. Обыватель, который не следит за всеми нюансами законодательства и положениями указанной отрасли, может удивиться. Такой закон нужно было бы издать лет так десять назад, если не раньше. Именно об этом говорил главный нарколог страны Евгений Брюн. Хотя дело не в одном законе.

Отрадно, что подобный документ будет запрещать не только продажу пива во временных рамках и в определенных местах, но и любую рекламу алкогольной продукции. Закон также подразумевает административное наказание для тех, кто продает алкогольную продукцию несовершеннолетним и распивает спиртные напитки в общественных местах. Еще полтора года напитки с содержанием спирта до 5% будут продаваться ночью. Видимо, продавцы, да и граждане-потребители, не должны испытывать в связи с этим законом шок, как серебряники Эфеса (Деяния 19:23-41). Ведь представители алкогольной отрасли уже стали сетовать о возможной безработице.

Однако со своей стороны я посмею критично поворчать. Кажется, дело не только в законе и рекламе, хотя сам закон и его положения нужно встречать чуть ли не рукоплесканиями. Уверен, что проблема вообще в менталитете, в национальной культуре восприятия спиртного. Еще в советские времена мы жили, согласно конституции, в самой свободной стране. Однако одно дело – закон, другое дело – реальность. Причина не в алкогольных напитках. Да и не в христианском нравоучительном брюзжании о здоровье нации.

В Российских церквях, как правило, существует устный, а где-то и формальный запрет на питие спиртных напитков. Насколько этот запрет вжился в церковную жизнь евангельских христиан сказать сложно. С одной стороны, считают некоторые, в Библии нет прямого указания на запрет употребления алкоголя. Библия порицает зависимость от вина, так же как и от денег. Павел сказал, что корень всех зол – сребролюбие (1-е Тимофею 6:10). Поэтому в другом месте он добавляет: «Не упивайтесь вином!» (Ефесянам 5:18). В древние времена по исторически объяснимым причинам вино было в почете. Иудейские же мудрецы считали: «Во главе всех целебных средств – вино; там, где нет вина, требуются лекарства».

И не удивительно. Свидетельства о возделывании и употреблении вина существуют с самых древних времен (Бытие 14:8). Бог нежно и с любовью называл Израиль своим виноградником. Иисус уподобил себя виноградной лозе. В Израиле сбор винограда в сентябре всегда ассоциировался с праздником. А само вино ассоциировалось с эсхатологическими чаяниями Израиля. Иисус превратит воду в вино на свадьбе (Еванг. от Иоанна 2 глава) – это действие было полно символизма. «Новое вино» для Христа станет частью небесного банкета после воскресения! (Еванг. от Матфея 26:29). Вот только священники и назореи не должны были употреблять вина. Ведь важность их служения и обетов была определена строгостью их священных служения и бдения. Назореи же после завершения дней назорейства должны были среди всего прочего принести на заклание агнцу в жертву за грех (Числа 6:13-14). Поэтому некоторые специалисты Ветхого Завета выразили идею, что подобный поступок наделен символичным смыслом: отказываться от вина как дара Божьего, как продукта питания, есть грех (1-е Тимофею 4:3). А за грех нужно приносить жертву.

На ранних христианских собраниях-банкетах, так называемых вéчерях (по-русски, «ужинах») христиане ранней церкви не пили чай или кофе. Евреи, например, пили неразбавленное вино с различными специями. Обращенные из язычников, греки, вино разбавляли. Обычных безалкогольных напитков не было. Хранить в течение года сок было просто невозможно – он неизбежно, забродив, превращался в вино. Да и самого слова «сок» в библейских языках нет. Имеется фраза «новое» или «сладкое вино». Но, так или иначе, это было действительностью ранних христианских банкетов, частью античного мира новозаветного времени. Поэтому и этика апостола Павла, как и, например, Климента Александрийского (который детально расписывал манеры пития), мало чем отличалась от стандартов употребления вина в древнем мире. Так Плутарх во время своих застольных бесед рекомендует кудрявым грекам во время трапез больше петь, чтобы не упиться вином. Философ беспокоился, что философские симпозиумы превратятся в попойку. Логично ведь, коли рот занят пением. Однако Павел рассматривает подобную установку несколько иначе. Через призму невидимой реальности, считая, что пение – это наполнение в Духе. Поэтому этика апостола – это жизнь в Слове, которое есть средоточие Святого Божьего Дыхания. Ведь в другом месте в послании в Колоссы (3:16) Павел делится убеждением, что Слово Христово, которое вселяется в христиан, есть тот импульс, который побуждает верующих петь. А в послании Ефесянам – это Дух.

Так или иначе, ранняя церковь в лице апостолов не видела проблемы в употреблении вина. Был, конечно, и другой взгляд на сей продукт. Некоторые отцы предлагали полное воздержание. Было место и для аскетизма. Но Писание, по нашему мнению, предлагает человеку путь диалектический. Поэтому оно выравнивает весьма позитивный взгляд на алкоголь суровыми предостережениями, которые в контексте нашего отечественного бескультурья, кажутся вполне обоснованными.

О том, что в России не умеют пить говорит хотя бы тот факт, что согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) «Каждый пятый россиянин умирает от алкоголя». Не от этого ли российские протесты, пряча обожженную руку, интенсивно дуют на воду? Однажды артист эстрады Евгений Ваганович Петросян гордо провозглашал, что русским водка как ни по чем. Сколько ни пей, да ни в одном глазу! Русский пьет прям на производстве и… работает! Но интересно заметить, что при населении 140 миллионов, японцы уступают нам, учитывая наше различие по географическому пространству, только на 10 миллионов! Алкоголь принципиально отражается на вымирании россиянина. Тогда как для европейцев вино как компот, русские смотрят на алкоголь совершенно иначе. Однажды во время банкета на одном библейско-богословском симпозиуме я видел, как пьют вино немцы и славяне (главным образом, русские). Немцы смаковали один и тот же бокал в течение 2 часов! А сербы, румыны и русские (кстати, это были священники и миряне православной церкви) уже «пели песни». В блоге одного белорусского священника я однажды прочел воспоминания о приходской жизни православного попа. Когда епископ предложил ему чарку водки, услышав отказ, владыка ухмыльнулся: «Ты что, баптистом стал?».

В талмудистской литературе считают, что частое употребление вина доводит до бедности, «оно приносит миру плач и горе». Поэтому и такая зависимость многих россиян от пива, вина и водки объясняется праздностью, которая занимает большую часть времени многих наших соотечественников. Такое развязное состояние предвидел Лемуил, вспоминая наставления своей матери: «Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых» (Притчи Соломона 31:4-5). Именно отсутствие сосредоточенности на важных делах, семье, работе побуждает людей постоянно искать наслаждения от пития алкогольных продуктов. Тем самым приносятся бесчисленные жертвы винному богу. И именно поэтому Писание очень часто говорит о трезвости. Как ветхозаветному священнику и назорею было запрещено пить вино перед исполнением культа, так и Павел призывает христиан: «Трезвитесь» (1-е Коринфянам 15:34; 1-е Фессалоникийцам 5:6, 8; 1-е Тимофею 3:2, 11).

Не поэтому ли автор книги Притч спрашивает: «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза?» (Книга Притч Соломона 23:29). Далее он дает объяснение, сопровождаемое наблюдениями из прожитой жизни: «У тех, которые долго сидят за вином». И в стихах с 31 по 35 Соломон выступает как заправский психоаналитик: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно». И грозно продолжает: «Впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид». На взгляд третьего за историю Израиля и самого мудрого за историю человечества иудейского царя, за чрезмерным увлечением вином стоит похоть, разврат, забвение и бесчувствие.

В свете всего сказанного можно согласиться, что вино было предназначено как награда человеку в радостях или скорбях. И можно также согласиться, ссылаясь на библейскую истину, что «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Еванг. от Матфея 12:35). Возможно, эта поговорку стоило бы в данном случае дополнить как в простонаречии: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Вино раскрепощает человека, освобождает его «сокровищницу» от оков трезвой бдительности.

Но если «в тихом омуте водятся черти»? Если проблема и с содержанием сокровищницы? Сегодня россиянам, в виду имеющихся духовным трудностей, нужно на долгие годы выработать если не категоричное (запретами тут не поможешь), то хотя бы тревожное отношение к алкоголю. Государству необходимо осознать важность социальных реклам. Тогда люди смогут чаще задумываться о вреде, которое приносят вино, водка и пиво. Так реклама «Клинского» светлого пива, я уверен, совершенно безосновательно вложила в умы молодых людей, что пить пиво – это модно! Думаю, модным должно стать, напротив, воздержание от пития алкогольной продукции. И не только в молодом возрасте.

Так во многих странах, где христианство на самом деле однажды было исторически утверждено и проповедано, проблема алкоголизма и распущенности не стоит так остро, как в России. Поэтому и в наших евангельских церквях имеется весьма категорическое, беспокойное и тревожное отношению к снятию «сухого запрета». Следовательно, пока наше общество нравственно и морально не переродится, опасность, приходящая со стороны недоброго джина, выпущенного из пивной бутылки, остается еще на долгие годы. Поэтому отношение к спиртному в братстве евангельских церквей – используя библейский парафраз – сопровождается следующим девизом: «Ради немощного брата, если это соблазняет его, не буду пить пива вовек» (1-е Коринфянам 8:13).

Виктор Шленкин,
"Баптисты Петербурга" www.baptist.spb.ru




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии