комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

Демократия о двух концах

16 Сентября 2008 г.

Демократия о двух концах

В связи с последними событиями на мировой политической сцене трудно не сказать несколько слов о событиях между Россией, с одной стороны, и США и Грузией — с другой. Однако уважаемый читатель не найдет здесь рассюсюканий по поводу важной миссии миротворчества в современном мире, необходимости молитвы и призывов к политикам о благоразумии. Все это давно прозвучало и без нас. В нашей очередной статье, которая открывает новый сезон рубрики «Комментарии» сайта «Баптисты Петербурга», мне хотелось бы обозначить несколько штрихов, которые символизируют действия современных политических сил в нашем российском и мировом обществе.

Собственно, кто-то может возразить, а зачем вообще говорить в христианском информационно-аналитическом разделе о политике? Не заподозрят ли нас в той же «ереси» политтворчества, как некоторых харизматических пасторов из Прибалтики? Это было бы, разумеется, преувеличением. Тем более, наш сайт не служит каким-либо политически-агитационным целям. Скажем так, в древности, например, где-то среди эллинских городских поселений политикой не занимались только женщины, дети и рабы. Политика, как известно, происходит от греческого слова полис, что означает «город», а также жителей, которые его населяли. Поэтому в то время политикой «занимались» все без исключения. Более того, разве христиане, которые ожидают появления с небес золотого Города (золотого полиса!), не должны особенным образом печься о вопросах политических? Это, что следует отметить далее, не означает, что на базе церкви мы должны заниматься вопросами создания какой-либо партии. Нет здесь и речи о привлечении сторонников к той или иной политической группе. Это только означает, что наша христианская жизнь не ограничивается созерцанием «небесных кренделей», распеванием духовных песнопений и проповеди «о конце света».

Иисус однажды обличил своих слушателей, что они не умеют распознавать времена и делать соответствующие выводы о происходящем в мире (Лк. 12:56). Апостолы, например, должны были знать времена, когда они должны были «бежать в горы». Но порой христианам, – а мы, кстати говоря, являемся людьми разных политических, социальных и психологических формаций – очень трудно в своих оценках придерживаться строго диалектической направленности суждения. При таком суждении необходимо учитывать все сложности и незаурядности рассматриваемой картины мира, будь-то она политическая или религиозная. Это происходит в силу того, что нам из-за суеты и злобы дня весьма трудно отстраниться и прислушаться к людям, которые являются экспертами в той или иной сфере интересов. И что еще сложней, порой их, этих экспертов и их высказывания надо сверять друг с другом, чтобы это «диалектическое мышление» вырабатывалось. А на это уходит уйма времени! Словом, на учебу нужны время и средства.

Так что же произошло? Америка, родина белого англосаксонского протестантизма, цитадель и поборник демократии, в глазах большинства россиян села в лужу. И, казалось бы, Россия, которая долгое время особенно в глазах многих западников и философов-либералов вела себя явно не по-христиански, сегодня выступает более уверенно и величаво-спокойно на политической арене мира. Запад осудил Россию за так называемую «агрессию» против Грузии, тогда как американские и европейские крейсеры, бороздя просторы Черного моря, как будто бы нисколько не угрожают территории российского государства. Было немало и других казусов, которые перечислять, может, и нет нужды – достаточно говорилось об этом в других СМИ – но правительство РФ ведет себя весьма сдержанно и адекватно. Кстати говоря, за время правление президента Владимира Путина его администрация практически не допустила ни одной грубой ошибки во внешней политике, тогда как во внутренней их немало. В то время, правительство в США не допускает ни одной грубой ошибки во внутренней политике, но массу — во внешней. И здесь демократия «по-американски» получается о двух концах.

Но почему получается? Почему государство, без каких-либо строгих пуританских и пиетистских принципов поступает «по духу», тогда как пресловутые (и не только пресловутые) борцы за демократические ценности, по крайней мере, если говорить о ситуации вокруг Южной Осетии и Абхазии, терпят поражение и крах? Откуда двойные стандарты? Откуда исходят эти пилатские умывания рук, когда гибнет население целого города? Ведь предмет «западных ценностей» постоянно озвучивается многими публичными представителями протестантизма. И что могут сказать христиане?

Во-первых, еще в свое время апостол Павел писал о язычниках, которые поступают так, как будто бы Божий закон написан на скрижалях их сердца. Напротив же, Божий народ поступал против повелений Моисея. Соответственно, никого не должно удивить странное поведение коринфских верующих, которые так грешили, что вызывали искреннее изумление даже среди неверующих. Сам апостол Павел обратился с просьбой о защите от своих единоплеменников к самому римскому кесарю (Деян. 25:11). Не искал ли он до этого той же защиты у римского трибуна? (Деян. 23:17).

Во-вторых, Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. Это говорит о том, что даже нехристианин способен на такие чувствования как патриотизм, сострадание, справедливость и самопожертвование. Государство и правительство, их функции являются частью Божьего установления (Рим. 13). Бог дал им власть, установив тем самым определенный порядок для существования мира после грехопадения.

Поэтому можно понять чувства наших чиновников, которые не кривя душой обличают двойные стандарты и компромиссы среди своих западных коллег. И как показывает реальность, Запад решает прежде всего свои проблемы, нежели думает об интересах остальных стран. Конечно, решая проблемы мира и обличая этот лицемерный Запад в нарушении юридических норм и прав, российский чиновник мало задумывается о собственном соре в прогнивающей избе. Но в этом и есть вся наша российская душа и «обломовщина». Мы скоры на помощь соседу в тот момент, когда у самих не заделана течь. Вот тебе и парадокс русской идеи.

Американский демократизм имеет религиозно мессианскую направленность: правительство США не жалеет денег на то, чтобы распространить демократический строй правления в глобальном масштабе. А в том же правительстве Вашингтона не всегда сыщешь людей, которые выполняют свою работу из самых светлых христианских побуждений. Вопиющее искажение фактов в западных СМИ является очевидным свидетельством того, что от России никогда не ожидали таких шагов, которые свидетельствовали об ее целостном и адекватном подходе к решению политических проблем. Россия несколько раз предлагала Западу свою кандидатуру для членства в НАТО. И все три раза мы получали отказ. К нам привыкли как к врагу. Даже в некоторых американских и европейских церквах о России до сих пор думают (причем, очень серьезно) как о «красном драконе» или «северном царстве», которое однажды вступит в схватку с Израилем. Похоже, что они за многие десятилетия давно привыкли к той идее, что в мире существует враг. И этот враг – Россия. Однако этого врага несколько преувеличили. Мы сами для себя являемся врагами. Сам русский народ никогда не страдал так, как от собственных правителей. Геноцид русского народа устраивали российские цари и генсеки. И если есть какая-то у России миссия, то она лучше всего выражается словами Петра Чаадаева, которые я привожу из уст одного живого классика: «Россия в этом мире исполняет великое и космическое поручение: мы показываем миру, как жить не надо…»

Однако политическая и экономическая жизнь России меняется, чему мы и свидетели. А положительной стимуляции духовной жизни не стоило бы ожидать от российского правительства. Оно всего лишь исполняет функцию карательного органа. Так уж сложилось после эпохи Просвещения. И это эпоха, хотя и с серьезным запозданием, пришла в Россию. И хотя наши западные партнеры все еще считают Россию (да и Китай в придачу) последней осью зла, мы все-таки думаем иначе. Если и придет откуда-то воплощение адского исчадия, оно не будет выражено этническими или геополитическими границами. Зло потенциально живет в каждом из нас. И пока мы тлеем в этом земном несовершенном пространстве, ожидая воплощения Золотого Полиса, нашей задачей является сдерживание этого зла силою Святого Духа. И это сдерживание сегодня не определяется официальным форматом названий политических режимов той или иной страны. А ситуация с западными СМИ тому свидетель.

Виктор Шленкин




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии