комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

Копируя царя Соломона

11 Апреля 2008 г.

Копируя царя Соломона

Еще в ранней церкви среди отцов не раз поднимался вопрос: могут ли мудрость и знания быть присущи христианской вере? Климент Александрийский, следуя в этом мнении Филону, считал Платона философствующим учеником Моисея. Первый, скорее всего, набрался мудрости у еврейских пророков во время своих путешествий по миру. Логос открылся уже однажды через Израиль; христианам нечему учиться у эллинов. Августин же считал, что мудрость, напротив, должна быть забрана у язычников, как взято было золото и украшения египтян израильтянами при Исходе из страны пирамид. На наш взгляд, современные христиане склоняются больше к мнению александрийцев. Однако мудрость, скажем так, внеконфессиональна. Мудрость не определяется расовыми или мировоззренческими принципами. Как кажется, мудрость либо есть, либо ее нет.

Другими словами, кроме мудрости, в мире еще есть масса различных вещей, которые являются нейтральными. То есть они существуют сами по себе. Нельзя говорить о христианской философии, то есть философии как о некоем независимом явлении. Также не имеет смысла – давайте объясним практичную сторону нашей позиции – говорить о христианском MTV, бизнесе, маркетинге, науке и экономике. Одно дело, если мы рассуждаем о политике, которой занимаются некоторые христиане. Но говорить, что вследствие этого существует христианская политика, означает путать все на свете.

Не существует христианской одежды, парфюмерии, посуды, игр, спорта, музыки, издательства, образования и прочих предметов и явлений. Но есть спорт, музыка, социология, образование, которые создаются христианами и в которых участвуют христиане. Все это является лишь средствами, орудиями, способами, сферами, отношениями, типами, культурами, видами, которые могут быть используемы христианами для обустройства церковной жизни и распространения Евангелия.

Можно ли использовать маркетинг в сфере благовестия? Означает ли тот факт, что «мудрость» и «знания», возникшие однажды в голове атеиста или агностика, являются исключительным образом собственностью нехристианского мира? Или на мудрость можно посмотреть иными глазами? Можно ли воспользоваться мудростью, которая – в том случае если она нейтральна – даст определенный ресурс и средство для достижения лучших результатов в служении Богу? Задав примерное направление в наших рассуждениях, скажем: да.

Откроем книгу Сета Година о маркетинге «Идея-вирус? Эпидемия!» (М.: Питер, 2005). Автор рассуждает о том, что традиционные методы маркетинговых подходов с годами порядочно износились и годятся только для архивов по истории маркетинга. Сегодня первенствует не телевизионная реклама, а «идеи-вирусы»! Он пишет:
«В современном мире потребители уже выработали иммунитет против традиционных маркетинговых приемов. И это сигнал к тому, что пора прекратить навязывать товар клиентам. Идея в том, чтобы создать такую ситуацию, когда потребители сами будут рассказывать о товаре друг другу» (С.16. — Курсив мой.).

Видите? А теперь давайте кое-что изменим в этой цитате и представим идеи Година в следующем виде:
«В современном мире грешники уже выработали иммунитет против традиционных евангелизационных приемов. И это сигнал к тому, что пора прекратить навязывать Благовестие неверующим. Идея в том, чтобы создать такую ситуацию, когда грешники сами будут рассказывать о Евангелии друг другу».

Наверное, вы скажите: нелепица! Однако Годин не является первым, кто понял концептуальную важность этого явления. Это не только происходит, но и происходило в нашем мире. Только сегодня подобный подход стал еще более актуальным и действенным.

Традиционная для России Церковь давно уже использует неэффективные средства «пиара». Выступления по телевидению пожилых архиереев встречают привычный и сочувственный прием у россиян. Ну, какой-то дядька, похожий на Деда Мороза, в привычной для них риторической форме вещает о духовном значении Пасхи и Рождества. В дебрях великоречавых рассуждений о патриотизме и благочестивой пользе какого-нибудь церковного праздника никто ничего не может разобрать. Им по телевидению виднее. Зрители просто не воспринимают ту форму «рекламы», подаваемую им без концептуальных изменений годами. Конечно, есть более действенные способы благовестия в такой церкви. Но на общем фоне нашей равнодушной действительности они очень редки.

Также нет особого смысла часто и пафосно рассуждать в эфире о многодетных протестантских семьях. Вот эта группа протестантов выступает против наркотиков, другая – за здоровый образ жизни. Этим никого не удивишь. И нехристиане могут представить определенный показатель в этой сфере.

Обратим внимание на жизнь Спасителя. В действительности Иисус имел весьма четкое представление о маркетинговой стороне своего мероприятия. Заполонял ли Он евангелизационными брошюрами Галилею? Вряд ли. Когда Господь давал наставления семидесяти ученикам, Он сказал следующее: «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете» (Мф. 10:11). Слово «наведывайтесь» (exetazo) означает «проделывать подробное исследование, разузнавать». Другими словами, нужно проделать социальный опрос-исследование и определить, кто в селении нуждается в Благовестии прежде всего. А ведь это и есть маркетинг! И жемчуг уберегли от свиней, и плод принесли приличный. Развитием именно этой стратегии занимается наш Миссионерский отдел Объединения церквей сегодня.

Мудрость не может быть сугубо христианской. Как тогда объяснить наличие армии невежд и маргиналов, которые выступают от лица религии в общественной жизни страны? Быть христианином еще не означает быть мудрым. Соломон в Книге Притчей призывает бестолкового юношу: «…приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум». Хотя он и отпрыск Авраама, как и «сын закона», отроку нужно еще многому в этой жизни научиться. Однако в церкви порой дела обстоят не так. Приведу известную цитату немецкого теолога Юргена Мольтмана: «Церковь Бога без надежды противостояла надежде мира без Бога. Другими словами, надежда об этом мире оставила церковь, которая сфокусировалась редуцированным образом на человеческих ожиданиях в отношении потустороннего мира. И, таким образом, она оправданно заслужила критику Маркса и других мыслителей, что христианство лишило людей мотивации к улучшению жизни мира». Христиане, говорит Мольтман, сосредоточились главным образом только на Библии и на духовной стороне спасения. Мир с его технологиями, знаниями, прогрессом, наукой и образованием пошел своей дорогой. Церковь после эпохи Просвещения пошла другой. Правители и умы мира сего уделили ей специфическое место в человеческом обществе: сиди в углу и занимайся, хоть день напролет, созерцанием небесных кренделей. Понимание христианами своего призвания в современном мире в результате стремительной секуляризации и прогресса в обществе было сведено к узкому и специфичному вопросу спасения души. Отсутствие компетентности и образования сказалось на них таким образом, что многие верующие видят в своем служении единственно возможную функцию: ретроградство и охранительство. Вместо того, чтобы быть в авангарде, церковь оказалась в арьергарде. Вместо того, чтобы творить и первенствовать, церковь, по большому счету, комментирует, критикует (а где-то огрызается) и налагает анафемы.

Конечно, мы должны помнить, что, прибегая к мудрости, церковь может где-то прилично «переборщить». Вспомним того же Соломона. Бог дал ему мудрость. Знание же Божьих заповедей, думается, Соломон воспринял от Господа по умолчанию. Иудейский царь воспользовался «технологиями» так, что в своих дипломатических отношениях пошел несколько дальше, нежели полагалось по Закону. Женившись на дочери фараона и создав невероятных размеров гарем, Соломон забыл Божье Слово. Мудрость еще не означает послушания.

В нашем мире есть несколько категорий людей. Среди них есть те, которые, являясь мудрыми, не хотят быть верующими (т. е. спасенными). И есть верующие, которые, в своем пыле и ревности стараясь достичь святости и плода, не являются мудрыми. Однако нам, христианам двадцать первого века, было бы здорово гармонично соединить две реальности: являться как спасенными, так и мудрыми.

Виктор Шлёнкин




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии