комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

Эстетика наш бог, социология – его оракул!

01 Апреля 2008 г.

Эстетика наш бог, социология – его оракул!

На что ориентируются россияне в формировании своего мировоззрения, в формулировке ценностей и, соответственно, упорядочивания образа жизни? Наш ответ: на социологов! Фактически, без социологических опросов не обходится ни одна информационно-новостная программа. Будь то выборы президента России или разговор о религиозной самоидентификации россиян, — социология везде поднимает свой перст. 70 процентов за того кандидата в президенты, 80 процентов за ту религию. И чем больше граждане нашей страны определяют ценности с позиции большинства, тем больше они теряют из виду их этические и богословские составляющие.

Но кто определяет ценности в нашей стране? Само общество? Однако общество понятие туманное. Подростки и дети этим точно не занимаются. Этим занимается государство и правители, родители, учителя школ и СМИ. Назовем их нашими «гуру». Они определяют ценности в обществе, образуют психологическое мышление народа. Ибо без ценностей общество перестанет быть обществом. И обуславливаются они чаще всего в силу определенных интересов политических сил и общественных кланов (отчасти был прав старик Фуко). Однако дать объективную оценку ценностей, скажем, россиян, может только этика (подлинные ценности), философия (логика) и богословие (Откровение).

Мало кто сегодня задумывается, что между социологией и этикой есть существенная разница. Понятное дело, если конформизму подвержена молодежь. Цвет и размер одежды, ее фасон, та или иная стрижка – все эти альтернативные характеристики, за некоторым исключением, свойственны некритичным в своем мировоззрении школьникам и студентам. Но конформизм как явление стал характеризовать наше общество в целом.

Социология обычно задает вопрос: «Что считает то или иное общество благом?». Но только этика задает вопрос: «Что есть благо?». Многие выбирают определенное вероисповедание только потому, что оно является общим для этого общества. Эта общность измеряется с позиции истории, т. е. древности, с позиции эстетики, т. е. представления о прекрасном и возвышенном, и с позиции большинства, т. е. количества членов-носителей рассматриваемого мировоззрения. Но является ли это вероисповедание благом? На этот же вопрос отвечает этика и богословие. Но кто задумывается над подобными вопросами сегодня?

Например, в нашей российской культуре чаще всего ценится не то, что сказано, а то, как сказано. Эстетический элемент доминирует и превалирует в нашей религиозной культуре. «Мысль изреченная дура есть». Краснобайство и величавость речи является также характерной чертой для русского традиционного богословия с его пренебрежительным настроем ко всему философско-отвлеченному и прагматичному. Некоторые русские философы попытались сами «отвлечься» от этого традиционного настроя ума. Поэтому они предпочитают вводить и использовать такие термины, как высокая и средняя культуры (Г.Федотов, Н.Лосский, Н.Бердяев). Это, надо заметить, очень помогает для определения существующего умонастроения в нашей общественной среде.

Высокая культура, как правило, эстетична. Порой даже сверх меры. Она грандиозна. Сверкающие слоями сусального золота купола, величавые храмы, шпили, башни, различные архитектурные сооружения, мосты, иконы, картины, мозаики, статуи – все это является выражением высокой культуры. Когда в России превозносят религию истеблишмента, апологеты признанной церковности используют «аргумент от высокой культуры». Представители нашей церкви построили такой-то храм, сочинили такую-то песню, нарисовали такой-то пейзаж, а на что способны вы, «сектанты» этакие?..

Не станем говорить о том, плохо или хорошо иметь что-либо «высокое» в истории своей церкви или народа. Однако в контексте нашей российской действительности, заметим, уж очень мало места уделяется культуре средней. А что это такое? Средняя культура выражается в точности прихода на назначенные свидания и встречи. Она также выражается в аккуратности, пунктуальности и порядочности. Внешний вид человека, то, как он обращается с другими: его обходительность со старшими и ответственное отношение к младшим – все это исходит из этической ориентации человека, наличия в нем высоко развитой средней культуры. Николай Лосский пишет о русских: «…бедность в значительной степени есть следствие малого интереса народа к материальной культуре. Беспечность русского человека выражается в нередко слышимых „авось“, „небось“, „ничего“. …Воля и мышление русского человека не дисциплинированы; характер русского человека не имеет строго выработанного содержания и формы». С этим соглашается и Бердяев, указывая еще и на то, как на сознание нашего человека повлияла и «традиционная религиозность». Именно о нашем народе была так точно высказана идея «обломовщины». Русский человек, традиционный выразитель своей культуры, очарован «абсолютным поиском добра», некоей «высшей идеей». При этом ему бывает просто в тягость обременить себя разрешением бытовых и материальных вопросов жизни. А также вопросов этики. Более того, ему даже лень осознать и сформулировать эту высшую и универсальную идею добра. Почему? — спросите вы. А-а, понятно. Ведь мысль выраженная… Правильно! Дура есть… А зачем же нас, русских, таких безмерных и широких чем-то ограничивать?

Но обязательно ли то, что представители высокой культуры могут автоматически являться и носителями культуры средней? Евангелие, например, доказывает, что это не так. Иисус довольно спокойно прокомментировал тот факт, что в скором времени от пресловутого величия иерусалимского храма не останется камня на камне (Мф. 24:2). Мрамор, золото – все будет разрушено и сожжено. Почему? Потому что иудеям не хватало чего-то еще. Подлинной любви к Богу и ближнему. Эстетичность саддукеев и формальная чистоплотность фарисеев были отвратительными для Христа.

Сегодня ситуация не очень изменилась. Некоторые церковные чины считают, что возрождение России уже состоялось. Храмы давно уже отреставрированы, а церкви теперь возвращаются земли. Но так ли это? Подлинно ли мы являемся очевидцами духовного возрождения россиян? Ведь самые острые вопросы, которые поднимают наши СМИ, это вопросы коррупции среди чиновников, порядочности работников милиции, разрушения института семьи (два развода на три заключенных брака) и многое другое. Все это, как вы заметили, не имеет никакого отношения к высокой культуре. Это прорехи и зияющие дыры культуры средней.

Однако в сознании наших сограждан мы замечаем шизофренический раскол. Граждане, смешав данные социологии с ценностями этики и оценками эстетики, получили шипящий серо-зеленоватый отвар. Из-за его испарений одурманено большинство россиян. Но опасность «раскола», нужно самокритично помнить, может проявиться в любой среде. Евангельские христиане в России уделяют много внимания требованиям средней, материальной культуры. Конечно же, острее всего этот вопрос поднимается тогда, когда заводится речь о рукоположении пастора (1 Тим. 3:2-7) или дьякона. В евангельском христианстве также много места уделяется вопросам семьи. Развод ни при каких обстоятельствах не является допустимым (кроме вины супружеской неверности, как установлено Господом). Нынешний год объявлен в РС ЕХБ «Годом семьи». Баптисты, например, традиционно много внимания уделяют нравственной чистоте, целомудрию, самодисциплине и дисциплине общинной.

Но может ли между высокой и средней культурами быть гармония? Думается, что да. Однако преувеличенное отношение к высокой культуре приводит к тому, что сегодня мы наблюдаем в России. У стен обкраденного белоснежно выбеленного храма мы находим насилие: искалеченного хулиганами священнослужителя и пару использованных шприцов. Однако преувеличенное отношение к культуре средней может привести к формализму, фарисейству и антиинтелектуальному мещанству. Уже сегодня в наших баптистских церквах формируется класс зажиточного бюргерства. Если раньше баптисты планировали, как и где провести миссионерскую неделю летом, сегодня наша молодежь на руках молитвы приносит Богу нерешенный вопрос: как сделать мудрый выбор между пляжами Кипра и Египта. И не ошибиться бы…

Мы видим опасности дисгармонии. И для того, чтобы эту дисгармонию избежать, евангельским христианам нужна мудрость. И, как кажется, нашим политикам и журналистам мудрости нужно еще больше. Дабы не оказаться в опасности идолослужения.

Виктор Шленкин




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии