комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

Метро- против мачо. А также немного о знаниях

06 Сентября 2007 г.

Метро- против мачо. А также немного о знаниях

Несколько дней назад школьные площадки наполнились семилетками и их родителями. День 1 Сентября именуется в нашей стране Днем знаний, днем первоклашки. С этого момента начинается новый учебный год. Насколько сегодняшние школьники и студенты ревностны в своем желании получать знания? Актуален ли сегодня образ сосредоточенного на получении профессиональных навыков и знаний, целеустремленного студента, помышляющего об успешной карьере? Отличаются ли этой ревностью и молодые христиане?

Знание – это сила. По крайней мере, до сего дня сознание многих школьников и студентов было сформировано этой идеей. В советские времена многие получали знания, приобретали дипломы, так как думали, что такой документ есть дорога к будущему, к реализации успешной карьеры, исторический след в развитии общества. Однако сегодня создается впечатление, что в сознании школьников и студенческой братии произошла значительная перемена. И не только в акцентах, но в мировоззрении.

Если раньше люди пользовались принципом: «встречаю по одежке, провожаю по уму», сегодня все переворачивается вверх дном: встречаем и провожаем исключительно по одежке… Если внимательно просмотреть блоги Интернета, то на личных страничках молодежи очень мало отмечены интересы, хоть каким-то образом связанные с гуманитарными сферами. Их интересуют: секс, Интернет, компьютерные игры, фильмы, популярная музыка, актеры, спорт, тусовки, одежда и машины. На смену интеллектуально мыслящих юношей приходят «метросексуалы». Это люди, которые в меньшей степени заинтересованы в вопросе: «кто я такой». Их интересует, прежде всего, имидж. Салоны красоты, где стилисты корпят над стилем и прической клиентов, теперь открыты и для мужчин. Они охотней наводят «фешен», нежели отправляются с газетой к брадобрею. Они хотят быть более женственными. Образ мачо, физически огрубленного представителя сильного пола, уже не пользуется особой популярностью. Печально, но то же самое можно сказать и про христианскую молодежь.

Отмечу, метросексуалы ничего общего не имеют ни к метро, ни к сексу метро. Это новый психологический тип молодежи, некоторый типаж, городское сознание мужчины. Вот что пишет о них Марк Симпсон (Marc Simpson), создатель термина: «Типичный метросексуал – молодой мужчина, имеющий достаточно денег и тратящий их на себя. Он живет в городе, потому что там находятся лучшие магазины, клубы, спортивные залы и салоны красоты. Он может быть геем, бисексуалом или натуралом, но это не имеет значения. Ведь его настоящей любовью является он сам, и его чувства к себе практически сексуально окрашены».

Да, эти ребята тратят кучу денег на создание и сохранение стильного имиджа, они одеты по последнему образцу. Но более того, этот новый тип людей фанатично зациклился на самом себе. Наступил кризис идентичности, поскольку имидж – это все. Жажда при этом не имеет никакого значения. Как бы мы не критиковали Сережу Зверева, компетентные рассуждения о жизни не имеют никакого значения. Наступила эра пижонства, щегольства и утонченного педантства.

Выступаем ли мы против образа подобного мужчины? На Западе это имеет больший смысл на фоне светских феминистских дискуссий, где провозглашается равенство женщин и мужчин. Там мужловатый образ «мачо» есть символ подавления женщин, злоупотребление прекрасным полом. И это вызывает истерическую реакцию со стороны некоторой женской, «подавленной мужским шовинизмом», части населения. А это, на наш взгляд, напротив, непонимание самого отличия мужчин от женщин. Мужиковатый образ ковбоя не имеет ничего общего с хвастовством, развратом и вызывающим поведением. Мы же слепо скопировали западный стиль, не глубоко поняв культурный контекст западных тенденций.

Но не стоит сомневаться в важности эстетического наполнения! Писание очень часто говорит о том, что сам Бог является во славе, сиянии и великолепии (Иез. 10:14, Иов 37:22). Для этого стоит перечитать книги премудрости (Пс. 70:8; 95:6; 144:3). Можно упомянуть и ту же гламурность, т. е., простите, привлекательность Бога, который Своим явлением буквально завораживает пророка-очевидца. И если сам Бог великолепен, является во славе, сиянии и блеске, то стоит ли нам бояться гламурной молодежи?

Что может быть гарантом принятия в молодежном обществе? Ум и знание? В школе ценилась сила и грубость. В студенчестве – «прикиды». В прежние исторические времена, чтобы стать частью интеллектуального салона, нужно было прежде всего читать. Много читать. Тогда можно было определяться с теми или иными философскими веяниями, просиживая за чаем и обсуждая различные явления современности. Теперь же мы стали незначительной частью виртуальной системы Интернета и телевидения. Сначала мы смотрим кинокартину, а только потом в редких случаях мы начинаем читать саму книгу. Вот так молодежь приходит к отупению.

Я не смогу предоставить универсальную концепцию того, что есть мужчина. Сошлюсь только на риторическое высказывание апостола Павла: «Разве не учит нас сама природа?» (1Кор. 11:14). О внешнем образе юноши или мужчины в Библии сказано мало. Одежда и образ, как мужчины, так и женщины, зависят от времени, контекста и направлений той или иной культуры. Думается, что здесь важно соединить в балансе практичность и модные тенденции. Первое полезно для здоровья, а второе для того, чтобы не прослыть невеждой. И, напротив, в Библии сказано очень (!) много о мужском (и, конечно, женском) благочестивом характере. Думается, что внешний облик естественно вытекает из внутреннего начала человека. Апостол Петр, например, нисколько не порицал женщин за косметику и украшения. Ученик Христа только лишь подметил: «Внутренняя красота имеет большее преимущество перед внешней. Не забывайте, сестры» (1Пет. 3:3; см. также 1 Тим. 2:9, 10).

Для христиан всегда будет актуальна творческая задача сочетать в балансе как имидж (эстетическое оформление человека), так и внутреннее содержание (интеллектуальное начало). Бог являет не только свою славу (греч. «докса» означает «блеск, сверкание, сияние»), но и премудрость (греч. «софия», т. е. «мудрость, умение, ясность ума»). Христиане призваны подражать Богу и в этом. Делается же это не для того, чтобы «не отстать от мира сего». Христиане сами могут быть активными творцами моды и тенденций. Но важно помнить, как часто Книга Притчей говорит о мудрости и знаниях (Притчи 4:7; 8:10). Если это есть и преобладает, все остальное причитается. И одежка в том числе.

Было бы важно читать эту книгу школьникам и студентам, как накануне осеннего праздника, так и на протяжении всего учебного года.

Виктор Шленкин




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии