комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

Существуют ли церкви с определенными артиклями? Или о «богословской дипломатии»

11 Июля 2007 г.

Существуют ли церкви с определенными артиклями? Или о «богословской дипломатии»

Российская общественность через средства массовой информации недавно познакомилась с очередным вероучительным документом, который был санкционирован Римским Папой Бенедиктом XVI. В нем утверждалось (не в первый раз за историю церкви), что именно католическая церковь является единой апостольской церковью, а другие христиане либо обладают признаками церкви (сохранили апостольское преемство: священство и Евхаристию), либо являются просто христианскими «общинами». Т.е. Церковь Христова присутствует и действует в этих церквях и общинах, но существует она лишь в церкви католической. Ну что ж, повторение — мать учения. Ничего нового, собственно, наши братья католики не сказали. Но что могут сказать на это баптисты?

Во-первых, очередной раз становится приятно и радостно, что после Второго Ватиканского Собора католики все больше и больше поворачиваются лицом к другим христианам. А если учесть ту средневековую нетерпимость к другим христианам, которых католические иерархи вообще поносили как еретиков и отступников, становится еще более отрадно. Признаться, терпимость как таковая становится для католических христиан чем-то характерным. То, что католики признают других верующих братьями — факт, заслуживающий признания и одобрения. А то, что при этом они отказывают нам в «полноте» Церкви Христовой, говорит, по сути, только о здоровой принципиальности и консерватизме католических теологов. Это, собственно, понятно и ничего оскорбительного в этом нет.

Во-вторых, как бы это странно не звучало для ушей некоторых профундаменталистски настроенных христиан других конфессий, нам есть чему поучиться. Вообще, богословский триумфализм и чувство собственной исключительности — беда многих верующих. Мы считаем, что истина только у нас только потому, что мы именно это и утверждаем. «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно», — или:«У нас отважные разведчики, а у них подлые шпионы». И видно, как «оправдана мудрость чадами ее». Думается, что христиане должны радоваться проявлению Божьего Духа во всех конфессиях и деноминациях. Образ Божий, Его подобие, да и Его мудрость, не являются собственностью исключительно католиков или баптистов. Бог наградил царским достоинством всех людей, и у нас нет никакой монополии на Божью благодать.

В-третьих, признание того, что другие христиане также участвуют в опыте спасения, которое предлагается всем человекам через крестную смерть и воскресение Иисуса Христа, еще не означает, что мы должны забывать, кем являемся мы, и как мы должны относиться к учениям других верующих. Конечно, часто можно заметить и замысловатую игру слов, казуистику, когда пытаешься разобраться во фразах, которые вышли из наковальни канонического права католической Конгрегации Вероучения. То, что католики называют нас не церковью, а христианскими общинами, не столько приносит значительное облегчение в наших взаимоотношениях, сколько серьезно озадачивает. Ведь здесь богословы-каноники виртуозно пытаются установить различие между церковью и общиной, тогда как для языка Нового Завета оба слова являются, по сути, синонимами. Богословская дипломатия, понимаете ли.

Но что такое Истинная Церковь для нас с вами? В чем выражается ее полнота? Как отличить Церковь Христову от Церкви кого-либо еще? Вот те вопросы, которые могут заинтересовать сегодня обычного человека. Связана ли Церковь с сохранением и передачей истинного учения? Да, но отчасти. Имеет ли истинная Церковь отношение к безукоризненному в морально-этическом отношении поведению в нашем мире? Да, но отчасти. Истинность Церкви не зависит только лишь от безупречного поведения или правоверия людей. Церковь зависит только от Христа. Апостол Павел однажды сказал, что Церковь есть полнота Наполняющего (Библия, послание ап. Павла к Ефесянам 1 глава 23 стих). Ее полнота зависит только от Того, кто эту Полноту дарует и поддерживает. Как правоверие (ортодоксия), так и правильное поведение (ортопраксия) вытекают из органичной связи со Христом, который раскрывается пред нами в Своем Слове. Согласно баптистскому учению о церкви, она является собранием искупленных Иисусом Христом, чьи слова и дела являют новое измерение жизни. Эта жизнь полностью подчинена Писанию, которое при содействии Святого Духа охватывает и пронизывает как отдельного человека, так и общину.

Нет такой поместной церкви, которая могла бы похвалиться историей, где обошлось бы без вероучительных ляпов или морально-этических проблем. Католики, вероятно, постыдятся за историю испанской инквизиции, православные за издержки цезарепапизма и отсутствие принципиальности в отношениях с властью в синодальный период, баптистам будет не совсем приятно вспомнить сегрегацию в южных штатах в Америке и пр. У кого-то больше черных пятен, у кого-то меньше. Однако Христос принимает нас всех и любит нас всех. И в чем мы точно не можем сомневаться, так это в том, что корректное умственное усвоение того, что есть Церковь Христова — рассуждают ли об этом католические или баптистские богословы — никак не отразится на нашем спасении, которое нам всем предлагается по вере в Иисуса Христа. И здесь — а как хорошо было бы обойтись без полемического азарта — хотелось бы, конечно, сказать, что баптистское понимание церкви непременно лучше католического. То есть, с определенным артиклем! Но все эти рассуждения, дорогой читатель, мы оставим исключительно для Вашего беспристрастного суда.

Виктор Шленкин




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии